среда, 8 сентября 2010 г.

Материалы к семинару Орфографический разбор.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Предлагаю вашему вниманию разработку семинара.






Тема
Разделы языкознания - презентация. Орфографический анализ слова. Орфографические принципы.


План
  1. С кем дружит орфография?
  2. Неизменяемые части речи.
  3. Орфографический разбор-схема.
А) полная запись- объяснение и выполнение задания
Б) краткая запись – объяснение и выполнение задания
  1. Конкурс на поиск орфограмм.

1. Здравствуйте, Предлагаю вашему вниманию презентацию о связи орфографии с другими разделами языка. Если по презентации будут вопросы, задаем J.
Итак:
Язык – это система, слова в ней живут. В связи с этим требуется видеть в слове всю систему: от звуков и слогов, морфем, лексического значения и грамматических форм до функционирования слова в предложении, тексте, речи. Нужен комплексный подход J

10 минут.

2. Поговорим об изменяемых и неизменяемых словах. Здесь есть взаимосвязь со знаниями о частях речи. Умение определить часть речи (изменяемые и неизменяемые) и части слова (окончание, корень) помогает в орфографическом разборе.

Я просила подготовить небольшие ответы на вопросы.

5-6 ответов.
1.Неизменяемые части речи, перечислить их и отметить в чем их особенность. Привести примеры
Неизменяемые существительные – кофе
Неизменяемые прилагательные - цвет хаки
Неизменяемые притяжательные местоимения – их, ее, его
Сравнительная степень прилагательного - лучший –лучше - и наречия - хуже -
Неизменяемые все наречия: хорошо, по-дружески
Неизменяемые все деепричастия: делая, сделав, сделавши

Особенность неизменяемых слов в том, что в них нет и не может быть окончания.

2. С помощью каких морфем образуются неизменяемые части речи?

А) Образование неизменяемых частей речи: наречие.

Наречие образуется от прилагательных с помощью суффиксов: о/е, приставки по-ему, с-а, из-а и др.   Много наречий образуются путем перехода из одной части речи в другую: первым днем и пойдем днем.

Примеры:
хороший → хорошо,
хороший→ по-хорошему

Б) Образование неизменяемых частей речи Деепричастие.  

Деепричастие образуется от глагола с помощью суффиксов: -а/-я, -в, -вши-
Делать → дела/я
сказать→сказа/в

В) Образование неизменяемых частей речи: Степени сравнения прилагательных.  
Сравнительная степень прилагательных образуются от полной формы прилагательного
Быстрый →быстр/ее

Превосходная степень наибыстрейший, быстрейший, быстрее всех


Г) Образование неизменяемых частей речи: степени сравнения наречий.  

Сравнительная степень наречий образуется от наречия с помощью суффикса -е/-ее
быстро→быстр/ее
громко→громч/е

Д) Образование неизменяемых частей речи: некоторых прилагательных.  

Некоторые неизменяемые прилагательные: беж, хаки, бордо являются заимствованными  и состоят только из корня и еще не «обрусели», как кофе, в этом слове появился вариант рода.

Е) Образование неизменяемых частей речи: некоторых существительных.  

Неизменяемые имена существительные также являются заимствованными состоят только из корня. Пальто

Е) Формообразующие суффиксы. В чем их особенность? Каким частям речи свойственны формообразующие суффиксы  

Формообразующие суффиксы - это суффиксы, которые образуют форму слова и не входят в основу слова:

суффиксы неопределенной формы глагола –и, -а, -о, -е, -у, ть: бег/а/ть
суффикс –л- в форме прошедшего времени: бежа/л
суффиксы деепричастий -а/-я, -в, -вши: бег/а/я←бег/а/ть
суффиксы причастий: ащ/ ящ, ущ/ющ, вш/ш, т, енн, нн, бега/ющ/ий, вымы/т/ыйвымы/ть, позолоч/енн/ыйпозолот/и/ть
суффиксы степени сравнения прилагательных и наречий: сильн/ее, тиш/е

Для умения находить орфограммы важно уметь разбирать слово по составу (морфемный разбор).
И самое главное уметь находить окончание, так как часто написание слова зависит от части речи (изменяемой/неизменяемой)

3. Перейдем к следующему вопросу. Орфографический разбор. Я решила уделить внимание именно орфографическому разбору, так как хотелось бы показать в работе орфограммы и правила. Этой работе было бы желательно, чтобы предшествовала работа с морфемами и частями речи, так как здесь все взаимосвязано. Самое трудное мы сейчас повторили выше.

Мы проведем еще один семинар, чтобы дополнительно поучиться или повторить морфемный разбор (по составу J) и морфологический (по грамматическим категориям род, число, падеж, склонение и другие).




В этом нам поможет детский стишок:

Шалтай-Болтай
Сидел на_стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во_сне.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не_ может Шалтая,
Не_ может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!

Наша задача: найти орфограммы и объяснить их.

Вспомним, что орфограмма – это когда есть выбор написания: буквы, слитного или раздельного написания.


Делать мы это будем по образцу-схеме.

План орфографического разбора:

1.         Выделить сильную позицию, для гласных – ударение, для согласных –позиция перед гласным, или перед сонорным согласным (их всего 4 р,л,м,н)
2.         Найти орфограммы и определить их тип: 
Буква
Пробел (раздельное написание)
Дефис
Контакт (слитное написание).
3.         Найти опознавательный признак: безударная гласная, после шипящих и ц, конец слова, стечение согласных, выбор н/нн
4.         Определить условия выбора: структурные (когда орфограмма находится в приставке или корне), морфологические (когда орфограмма находится в суффиксе или окончании или на стыке слов),
5.         Подобрать правило для орфограммы
6.         Определить принцип.

Вспомним еще раз принципы орфографии.
Основной морфологический, поэтому нужно запомнить особенности трех остальных:

Фонетический
Исторический
Дифференцирующий, смыслоразличительный
как слышу, так и пишу  
слова для запоминания или словарные слова, всё, что нужно запомнить -
различение омонимичных явлений
розыгрыш, разыграть
арбуз
Обижал/обежал
правописание приставок на з-с
Чередующиеся корни
приставки пре-, при-
приехать,  превзойти
бездарный - беспокойный
Раз(бер)у- раз(бир)ать

изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную
Сочетания:

разыграть
жии, чаа, чтобы, что


окончание прилагательных


-ого/его большого, синего



Морфологический – слово пишется одинаково в любой позиции: дома – дóмики – дóм – домище и всегда есть подтверждение такого написания путем подбора проверочного слова.

А) В нашем случае для лучшего понимания слова и удобства искать орфограмму стоит проделать лексическую работу со словом

Шалтай-Болтай.

По образованию слова напоминают существительное бабай J, корни
Шал/т/ай от шáл/ый = дурной, юродивый,
Болт/ай от болт/ать

1. БОЛТАТЬ, -аю, -аешь; нсв. Разг.

1. (св. взболт
ать). что (чем).
Взбалтывать, перемешивать (жидкость). Болтать ложечкой чай.

2. чем.
Делать движения из стороны в сторону или взад и вперёд; качать. Не болтай за столом ногами! (ребёнку).

3. (кого-что). безл. Разг.
Сильно качать (судно, самолёт, машину)
во время ненастья или на плохих трассах. Судно болтало более трёх суток.

2. БОЛТАТЬ, -аю, -аешь; нсв. Разг. (что, о чём).
1.
Вести лёгкий, непринуждённый разговор; много говорить (обычно вздор, пустяки или не то, что следует). Болтать без
умолку.
2.
Проводить время в болтовне (2 зн.);
много и попусту обещать. Опять болтают, а решений нет как нет.
3.
Высказывать нелепые суждения, распространять слухи; выдумывать, наговаривать. Болтать разное, всякое про кого-, что-л. 4.
Бегло говорить на каком-л. иностранном языке. Болтать по-французски.

Это слова-омонимы. Скорее всего, здесь подходят оба слова. Стихотворение построено на игре словом в обоих значениях и болтать глупости (Алиса в сказке удивляется, что становится все страньше и страньше) и раскачиваться  и взбалтывать, так как яйцо обычно взбалтывают.


Есть еще нарицательное существительное: шалтай-болтай в значении глупости, чепуха, ерунда, бездарно проводить время.  Эту информацию можно добыть из словарей J.
Итак.

1. Шалтáй-Болтáй – выделили ударение (вставка/символ, еще можно выделять большой буквой),  Шалт-áй-Болтáй – нашли орфограммы, их три:
    а, так как есть выбор о/а Шалтáй
- (дефис)так как есть выбор: слитно/ раздельно/через дефис, Шалтáй-Болтáй
о, так как есть выбор о/а Болтáй

2.
А. буква,
Б. дефис,
В. Буква – определили тип орфограммы

3. А и В – безударное положение гласной – назвали опознавательный признак.
Б – повторение двух слов в имени персонажа, сдвоенное слово,– опознавательный признак

4. А и В – структурные условия выбора, так как орфограмма в корне Шал/тай, Б  аколт/ай- определили условия выбора
Б - сложное слово, так как орфограмма между частями сложного слова шалтай-болтай

5. А. Шалтáй    Для проверки безударной гласной подбираем проверочное слово так, чтобы гласная была ударной. Как мы выяснили примерное происхождение слова Шалтай от Шáлый. –подобрали правило.

Б. Шалтáй-Болтáй. Пишутся через дефис, как правило, сложные имена существительные без соединительной гласной. Например, Вини-Пух.

В. Болтáй. Учитывая омонимичные особенности слова, можно подобрать проверочное слово разбóлтанный. 

6. А,Б,В -  принцип морфологический (для орфограммы дефис возможен вариант: исторический принцип, потому что зачастую слова с такой орфограммой нужно запомнить),так как при любом изменении слова сохраняется единообразное написание, то есть все слова пишутся одинаково в любой позиции. – определили принцип.

Рассмотрим другой вид орфограммы:

на_стене

1. поиск слабой позиции: подчеркиваем пробел, так как есть выбор слитного-раздельного написания.
2. тип орфограммы пробел
3. опознавательный признак:  положение между предлогом и существительным
4. условия выбора: морфологические, так как орфограмма находится между словами: предлог и существительное
5. правило: все предлоги пишутся раздельно с существительными.
6. принцип: морфологический, так как все предлоги одинаково пишутся раздельно.


Возьмем еще слово: собрать

1. поиск ошибокоопасного места: собрАть, орфограмма написание приставки со-, так как есть выбор слитно/через дефис/раздельно (со старухой)
2.тип орфограммы: контакт
3. опознавательный признак: стык морфем: приставка и корень
4. условия выбора: структурные, так как орфограмма между корнем и приставкой
5. правило: почти все приставки пишутся слитно, приставки пишутся через дефис в некоторых наречиях (по-особому), раздельно пишутся предлоги.
6. принцип: исторический, так как слитное написание нужно запомнить

Разберем в этом же слове еще две орфограммы:

1. орфограмма со-, так как есть выбор о/а
2. тип: буква
3. опознавательный признак: безударная гласная
4.условия выбора структурные, так как орфограмма находится в приставке собрать←брать
5.правило: приставки са- не бывает. Проверим сóбраный
6.принцип: морфологический, так как во всех вариантах и во всех словах всегда пишется одинаково  приставка со-.

И еще одна орфограмма в этом же слове:
Собрать

1. орфограмма ь, так как есть выбор: ь/без ь,
2. тип: буква
3. опознавательный признак: слабая позиция согласного– абсолютный конец слова
4. условия выбора: морфологические, так как в суффиксе
5. правило: во всех формах инфинитива, или неопределенной форме глагола, пишется Ь
6. принцип: морфологический, так как для всех слов в форме инфинитива одинаково пишется ь.


Теперь задание:
В первой строфе нашего стиха разберите по схеме орфограммы, не повторяющиеся с разобранными сейчас. Они выделены и подчеркнуты.

Шалтай-Болтай
Сидел на_стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во_сне.


 Выполняем. Договоримся, что каждый из вас может ответить только один раз в этом задании. Затем высылаем, все вместе проверяем.





Ответы:
Сидел
1. сидЕл, орфограмма и, так как есть выбор е/и
2.тип: буква
3. опознавательный признак: безударная гласная
4. условия выбора: структурные, так как орфограмма в  корне
5. правило: необходимо так изменить слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением. Если это невозможно, то смотрим написание слова в словаре и запоминаем его написание. Сидел – сИдя
6. принцип: морфологический, так как единообразное написание в разных позициях.

На стене
1. СтенЕ, орфограмма е, так есть выбор е/и
2. тип: буква
3. опознавательный признак: безударная гласная
4. условия выбора: структурные, так как орфограмма в корне: стен-а
5. правило:   необходимо так изменить слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением. Если это невозможно, то смотрим написание слова в словаре и запоминаем его написание. Стене –стЕны
6. принцип: морфологический, так как единообразие в написании корня.

Свалился
1. СвалИлся, орфограмма а, так как есть выбор а/о
2. тип: буква
3. опознавательный признак: безударная гласная
4. условия выбора: структурные, так как это корень: с/вал/иться ←валиться←валить←вал
5. правило: необходимо так изменить слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением. Если это невозможно, то смотрим написание слова в словаре и запоминаем его написание. свАлится, вал
6. принцип: морфологический

Во сне
1. во снЕ. Орфограмма о, так как есть выбор о/а
2.   тип: буква
3. опознавательный признак: безударное положение
4. условия выбора: структурные, так как предлог
5.правило: предлога ва- не бывает, проверим: вО поле (березка стояла)
6. принцип: морфологический, единообразное написание предлога во.

Во_сне
1. орфограмма, так как есть выбор слитного-раздельного написания
2.тип: пробел
3.опознавательный признак: предлог с существительным
4.условия выбора: морфологические
5.правило: все предлоги пишутся раздельно
6. принцип: морфологический, так как все предлоги одинаково пишутся раздельно.


Рассмотрим еще интересные орфограммы:

КОнница,
1. двойное нн, так как есть выбор н/нн
2. тип: буквы
3. оп.признак: на стыке корня и суффикса,
4. условия выбора: структурные и морфологические, так как орфограмма в корне и суффиксе, кон/ниц/а ←конь,
5. правило: на стыке корня и суффикса пишется нн
6. морфологический, так как корень и суффикс сохраняют свое написание с н.

КОнница
1.орфограмма и, так как есть выбор и/е
2. тип: буква
3. оп.признак:  безударный суффикс, и, кон/ниц/а ←конь
4. условия выбора: морфологические, так как это суффикс
5. правило:  нет суффикса -нец-, проверим боль/нИц/а
6. принцип: морфологический, так как все суффиксы -ниц-

КОнница
1. орфограмма а, так как есть выбор а/о
2. тип: буква
3. оп.признак: безударное окончание
4. условия выбора: морфологические, так как это окончание конниц/а, конниц/ы, конниц/ей, конниц/у, сохраняется основа конниц-, значит, а окончание
5. правило:  все слова 1 склонения с окончанием –а относятся к женскому роду, поэтому пишется а, проверим водА, окончание у слова женского рода в 1 склонении.
6.  морфологический принцип,  так как все слова жен. рода имеют окончание –а.

Вывод: проверить можно любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Так как набор морфем, за исключением корня часто один и тот же. То есть можно выделить группу приставок на со-, группу суффиксов н, или ниц, группу окончаний о или а. И всегда можно подобрать проверочное слово с сильной позицией в этих морфемах.

3б) Сейчас я приведу примеры краткой записи разборов.

 В краткой записи все выделяем графически, можно графически указать морфему, в которой находится орфограмма, объясняем только правило, подбираем проверочные слова и указываем принцип.



Краткая запись:

Шал/тáй-Болтáй – пишется а, так как проверочное слово шалый,
пишется о, так как проверочное слово разболтанный,
пишется через дефис, так как это сложное слово без соединительной гласной, морфологический принцип для всех орфограмм.

на_стене –все предлоги всегда пишутся раздельно, морфологический, так как единообразие написания.

Со/бра/ть - приставки са- не бывает, морфологический принцип, единообразие написания, проверочное слово собранный
- все приставки пишутся слитно, через дефис только в некоторых наречиях, а это инфинитив (начальная форма глагола), морфологический принцип, так как единообразие в слитном  написании приставок
- Ь знак пишется всегда в инфинитиве, морфологический принцип, так как единообразие в написании суффикса инфинитива

Не мОж/ет, пишется е, а не и, так как, можно подобрать глагол с ударным окончанием: идёт, везёт, морфологический принцип

Шалтая, пишется я, так как в окончаниях существительных 2 склонения, мужского рода, в родительном падеже пишется а/я, проверим конь (2 склонение, мужской род) кон/я морфологический принцип.


Следующее задание по второй строфе:  объясняем неповторяющиеся орфограммы в краткой записи.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не_ может Шалтая,
Не_ может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!


Ответы:

  1. КоролЕвская, в корне пишем о, так как проверочное слово подобрать невозможно, исторический, так как слово нужно запомнить.

корол/ев/ск/ий ←королева←король

2.КоролЕвская , в корне пишем о, так как проверочное слово корОль, морфологический, так как единообразие   написания в любой позиции.

3. Королевская, оглушение согласной в суффиксе перед глухой с, проверяем королева, морфологический принцип, так как единообразие написания в любой позиции

4. РАть, т, конец слова, выбор т/д, в корне, проверяем рати, морфологический принцип, так как единообразие написания корня

Рать ь пишется для смягчения, все слова женского рода, 3 склонения пишутся с Ь знаком, морфологический, так как единообразие написания слов 3 склонения женского рода.

Не мОжет, пишется не, так как отрицание действия, морфологический принцип, так как единообразие  написания отрицательной частицы (ни пишется, если есть значение усиления отрицания)

Не_мОжет, пишется раздельно, так как не с глаголами пишется раздельно, морфологический принцип, единообразие в написании не с глаголами.

Не мОжет, пишется т, так как нужно запомнить, исторический принцип.

4. Ну и напоследок проведем веселый конкурс.
В стишке Л. Кэрролла на выдуманном языке нужно найти слова, в которых больше или меньше всего орфограмм.

Подсказка:
1. нужно во всех словах выделить ударение
2. внимательно прислушаться к словам, в которых звонкие согласные звучат глухо или глухие согласные звучат звонко.

Первым пяти человекам с безошибочными ответами, выставляю дополнительно   отличные оценки J

Дополнительное задание: попробуйте определить принцип написания орфограмм. Также дополнительная оценка.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове

Ответ:
ВаркАлось 4 орф. ХлИвкие 3 орф. шорькИ-2 орф.
ПырЯлись  3 орф. по_ навЕ, 3 орф.
И хрюкотАли- 2 орф. зелюкИ 1 орф.,
КАк мЮмзики- 2 орф. в_мовЕ-2 орф.

4 орфограммы. ВаркАлось
3. ХлИвкие,  ПырЯлись, по_ навЕ,
2. шорькИ. мЮмзики, хрюкотАли,.в_мовЕ.
1 орфограмма  зелюкИ

Принципы:

1.     Правописание мягкого знака Ь – исторический

2.     МовА, новА, шорькИ  – мОвы, нОвы, шОрь (по аналогии с хорьки, хорь) – морфологический

3.     зелюкИ, хрюкотАли, ПырЯлисьфонетический, ю, ы как слышится так и пишется


Благодарю за внимание!

С уважением, автор Марина Антипьева.

Если Этому Быть, Это Зависит От Меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий